Jogan Hainkel (teo_tetra) wrote,
Jogan Hainkel
teo_tetra

Два взгляда на борьбу с антихристом - один изнутри МП, другой - из катакомб (2)

Оригинал взят у slawademin в Два взгляда на борьбу с антихристом - один изнутри МП, другой - из катакомб (2)
Неообновленчество и ересь жидовствующих
Резкая активизация обновленческого движения внутри русской православной церкви с начала ХХI века вынуждает к обращению пристального внимания на данную проблему, выявлению ее корней и уяснению конечных целей деятельности обновленцев.
Поскольку для среднестатистического православного христианина эта беда неочевидна и, кроме того, не всякий имеет возможность ознакомиться с обширными историческими документами, в статье придется сделать экскурс в историю Русской Православной Церкви.
Проблема неообновленчества возникла в начале 1990-х годов. В те годы в связи с проведением т.н. перестройки, открывшейся свободы слова и свободы вероисповедания, наряду с возрождением русского православия стали появляться и нетрадиционные формы духовной жизни. Советские граждане, истосковавшиеся по Слову Божию, оказались в серьезной опасности: вместо глотка из чистого источника живительной воды – хлебнуть из сточной канавы с нечистотами.
Самыми счастливыми оказались те, кто имел близких, и при коммунистах не прерывавших живительного общения со Христом, так или иначе пребывавших в церковной ограде. От них получили эти счастливцы свое преемство. Из них и сформировались первые насельники возрождающихся монастырей, духовенство, наиболее активная часть мирян.
На другом полюсе оказались граждане, совершенно одичавшие за годы советской власти и потерявшие всякую преемственность с Верой своих отцов и дедов. Они попались на удочку таких экзотических духовных вождей, как  Чумак с Кашпировским, Мария Дэви Христос и подобных им колдунов и проходимцев. Даже при поверхностном взгляде было очевидно – к Православию такие вожди не имели никакого отношения.
Опасность повреждения со стороны неообновленчества возникла уже внутри церковной ограды. Ей подверглась категория православных, искренне стремящихся ко Христу, но не встретивших на своем жизненном пути живых носителей Православного Духа, пронесших Веру через годы гонений. 
Что же такое неообновленчество? В своей сути это есть комплекс мероприятий по изменению Русской православной традиции как в области богослужебной, так и в области церковного предания и церковного благочестия. Основные проявления неообновленчества таковы:
- замещение церковнославянского языка на русский;
- десакрализация богослужения (стремление к служению с открытыми Царскими вратами, а затем и к устранению алтарной преграды в храмах; чтение вслух тайных молитв; миссионерские Литургии; вольное отношение к богослужебному Уставу);
- чтение священниками Евангелия во время Литургии лицом к народу и(или) на русском языке;
- сверхчастое причащение;
- причащение без исповеди и поста;
- снижение требований к строгости поста вообще, вне связи с причащением;
- умаление значения церковного предания;
- умаление значения святоотеческого наследия;
- пренебрежительное отношение к традициям благочестия русского народа, касающихся особенностей почитания святых и святынь;
- изменение внешнего вида священства (употребление короткой стрижки волос и бороды, нетрадиционных священнических облачений);
- снижение требований к внешнему виду прихожан (возведение в норму в неприлично открытой одежды при посещении храма - как мужчинами, так и  женщинами; возведение в норму присутствия женщин на богослужениях с непокрытой головой)
- привнесение в стены храма (прежде всего в области песнопения) светской и не православной традиции
Неообновленцы проводят свои мероприятия под предлогом необходимости сделать весь строй церковной жизни более близким, понятным и необременительным для современного человека. По их мнению –  традиционное Русское православие уже не может привлечь к себе широкие массы людей, а молодежь – в особенности.
Данная статья не ставит своей задачей полемику с неообновленчеством или богословское опровержение их заблуждений. С подобными материалами можно ознакомиться на сайте журнала «Благодатный огонь», например в статье  «Богослужебные заметки штатного приходского миссионера» http://www.blagogon.ru/blog/7/
Первоисточником подобных идей явились труды православных богословов, разорвавших живую связь с русским православием, поскольку они жили в годы советской власти в эмиграции и активно воспринимали идеи католицизма и протестантизма. Наиболее яркой фигурой этого направления явился протоиерей А. Шмеман.
«Первой ласточкой», осуществившей идеи обновленцев на российской территории в 1990-е годы стала община священника Г. Кочеткова. Но, влияние зарубежных обновленцев, к сожалению, оказалось не единственным. В те же годы в России возобновило свою работу Российское Библейское Общество (РБО). Подробная информация по этой теме в статье М. Кригера «В чем опасность библейских обществ» http://www.blagogon.ru/biblio/41/ . Мы же ограничимся краткой самыми важными моментами.
Возникшее еще во времена императора Александра I по инициативе англичан, оно было закрыто императором Николаем I. Общество, не без оснований воспринималось властями, как масонская организация, под предлогом распространения священного писания разлагавшая устои Православия и Самодержавия. При Александре II деятельность РБО возобновилась. Были у него и яркие защитники, такие как митрополит московский Филарет (Дроздов) и непримиримые противники, такие как святитель Феофан (Говоров) затворник Вышенский. В годы советской власти РБО не функционировало. Послеперестроечное возобновление РБО вновь финансировалось из-за рубежа. У истоков его возрождения стояли такие деятели, как прот. А. Мень, академик А.Аверинцев.
В наши дни в Правление РБО наряду с клириками РПЦ, входят евангельские христиане, адвентисты и даже харизматы(!). Все это свидетельствует о еретическом духе, царящем в этой организации. На этот раз деятельность общества не ограничилась распространением переводов Библии, принявших более вульгарную форму. Критика этой деятельности так же выходит за рамки нашей статьи.
Однако, стоит обратить серьезное внимание на эмблему, наносимую на издания РБО. Три рыбы  плывущие друг за другом, образуют круг. Издатели намекают на древний символ христианства, использовавшийся со времен первых гонений. Почему же их три? В чуде об умножении хлебов говорится о двух рыбах. А в повествовании о чудесном лове рыб по Воскресении Спасителя о 153 рыбах. (Их, кстати, можно было бы запустить целой стайкой по периметру обложки издания). Но еретическое сборище РБО намеренно использует символ, в котором невооруженным взглядом просматривается имя его настоящего хозяина.
Еще более тревожным фактом стало  появление очных и заочных образовательных подразделений РБО – различных Библейских институтов. Именно в этих учебных заведениях стало массированно внедряться экуменическое и неообновленческое мировоззрение в умы рядовых россиян, и что еще более опасно - в умы священства РПЦ МП. Повторимся, это стало возможно именно потому, что часть искренне стремящихся ко Христу, клириков и мирян РПЦ так и не встретили на своем жизненном пути живых носителей Русского Православного Духа. Почему не встретили? Не увидели?  Или увидели да прошли мимо, не пожелав его воспринять? Причины этого весьма многогранны. Мы же сделаем акцент на том, что неообновленческое мировоззрение внедряется внутри(!) Русской Православной Церкви именно неообновленческим священством.
При этом образование неообновленческих общин идет не снизу, но сверху. Что это значит?
При восстановлении православных общин, вокруг общей Веры и общего дела  сперва шло объединение православных мирян. Лишь после оформления общины в нее назначался православный священник.
Неообновленческие общины строятся по другому принципу. Для их создания пока что мало человеческого материала со сформировавшимися еретическими взглядами. Для этого нужно иметь людей, уже имеющих первичные познания о христианстве. Поэтому в изначально православном приходе сначала совращается пастырь, а затем он совращает и мирян. Не принимающие нововведений, как правило, уходят, и приход мало-помалу утрачивает православный дух.
Уяснив источники, внешние проявления и мотивацию неообновленческой идеологии, мы не коснулись главного вопроса – какую опасность она несет в себе? На кого нацелено острие этой идеологии? Чтобы дать ответы на эти вопросы придется углубиться в прошлое.
Для начала, рассмотрим события 1920-х годов  в послереволюционной советской России. Как раз в эти годы в стране и возникло явление под названием обновленчество. Однако, в отличие от современного нам неообновленчества оно из внутрицерковного течения выделилось в отдельную юридическую организацию. Официальное ее самоназвание Православная Российская Церковь. Одной из основных групп обновленческого течения стала т.н. «Живая церковь». Отсюда и пошли обиходные названия движения:  «обновленцы», «живцы».
Духовные истоки обновленчество берет еще с дореволюционных времен. Уже упомянутая деятельность РБО, свобода вероисповедания, данная  Императором после революции 1905 г., общее падение Православной веры и нравственности подталкивало русское священство к мыслям о необходимости приблизить Русское Православие к уровню восприятия современного им общества. В предреволюционные годы широкое распространение получали религиозно-философские кружки, в которых крупнейшие архиереи и миряне пытались осмыслить пути предстоящих реформ. Одним из таких архиереев был епископ финляндский Сергий (Старогородский) – будущий Московский Патриарх.
Однако активная деятельность таких мыслителей до революции сдерживалась Императором. Дореволюционные обновленцы делали задел на будущее, подготавливая материалы к ожидавшемуся Поместному Собору, на котором планировалось, прежде всего – восстановить Патриаршество.
Проходивший в условиях гражданской войны Собор, Патриаршество восстановил, но обновленческие идеи внедрялись в жизнь уже не «тихоновским» священноначалием, но руками обновленцев под руководством советского правительства.
После убийства Царской Семьи, а затем последовавших убийств видных архиереев и священников Патриарх Тихон анафематствовал советскую власть, что вызвало с ее стороны ответную реакцию. Под предлогом неисполнения директив об изъятии церковных ценностей Патриарх в мае 1922 г. был заточен в тюрьму и лишен возможности активных действий. Нейтрализовав Патриарха, советское правительство занялось созданием обновленной церкви. Как и сегодня –  и в те времена, церковной организации для ее полноправного существования в государстве требовалась легализация – т.е. регистрация в Министерстве Юстиции. Церковь, возглавляемая опальным Патриархом Тихоном, находилась во враждебных отношениях к советской власти, и в праве на легализацию ей было отказано. Однако, начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е.А.Тучков, курировавший церковно-государственные отношения, предоставил такое право обновленцам.
Именно их советская власть объявила историческими восприемниками дела Православной Церкви. Возглавить обновленную церковь, было предложено архиереям, имевшим наиболее передовые взгляды. Синод обновленцев состоял и уже известного нам митрополита теперь уже Владимирского Сергия (Старогородского), архиепископа Костромского Серафима (Мещерякова) и архиепископа Нижегородского Евдокима (Мещерского). Мощная поддержка властей и применение ими террора против «тихоновской» церкви на первых порах обезпечила активный переход епископата и священства в ряды живцов.
В отличии от неообновленцев, на момент создания обновленческой  Православной Российской Церкви главным стержнем ее идеологии были не послабления в церковной жизни и не изменения в богослужении, но признание законности советской власти. Кроме поминания ее на богослужениях у обновленцев было выработано богословское оправдание революции, в которой они видели практическое осуществление Евангельских социальных идей о всеобщем братстве. Однако, для рядовых православных было очевидно, что кровавая советская власть так же далеко отстоит от христианских идеалов, как ад от рая. В своей массе русский народ обновленчества не принял. Неприятие доходило до таких инцидентов, что подходившие к «причастию» обновленческого архиерея православные исповедницы дерзали, вместо того чтобы смиренно открыть рот  – гневно плевать в лицо архипастыря.
Дальнейшие события развивались следующим образом: Миряне активно протестовали против заключения Патриарха. Заключенный Патриарх обещал Е.А. Тучкову снизить накал противостояния паствы с коммунистическими властями. В результате чего он был освобожден из тюрьмы. Начался период напряженной борьбы с обновленцами по возвращению из отошедших в раскол в ограду православия. Митрополит Сергий, осознав безперспективность обновленческой церкви вышел из ее рядов и, принеся покаяние, в сущем сане митрополита был принят Патриархом.
После ухода из обновленной церкви такой крупной фигуры, как митрополит Сергий Старогородский, в ее рядах уже не было сколько-нибудь серьезных деятелей. Но она не умерла. Советская власть планировала использовать ее в несколько ином ключе. Наиболее известной личностью обновленчества Сталинского периода стал «митрополит» А.Введенский, носивший титулы «первоиерарха Православных церквей в СССР», так же «митрополита Лондонского и всея Европы». Введенский на момент хиротонии состоял в браке. Впоследствии женился ещё раз.
Именно в этот исторический момент советское обновленческое движение получило мощный импульс поддержки со стороны международных отступников от Православия.
10 мая — 8 июня 1923 г. константинопольский Патриарх Мелетий Метаксакис созывает «Всеправославное совещание» в Стамбуле.  На совещании были приняты решения по следующим вопросам:
— «исправление» Юлианского календаря на основании данных астрономии;
— священники и диаконы могут жениться после рукоположения;
— разрешается второй брак вдовым священникам и диаконам;
— относительно возраста рукополагаемых в сан, внешнего вида духовенства, ношений священнических облачений.
Для окончательного утверждения этих нововведений  предполагал Мелетий Метаксакис созвать Восьмой Вселенский собор.
Вскользь упомянем, что согласно документам «Великой масонской ложи» Греции, он был масоном Константинопольской ложи «ΑΡΜΟΝΙΑ» («Гармония»), с 1909 г. В 30-х гг. – член ложи «Александр Великий» в Александрии.  Патриаршество он получил путем подкупа и махинаций. Вне всякого сомнения, решения принятые на этом «Всеправославном» совещании были продиктованы мировым правительством.
Поскольку в те времена не было ни интернета, ни сотовой связи – оперативно проверить легитимность совещания возможности  не было. Введенный в заблуждение Патриарх Тихон установил было новый стиль, но разобравшись – вскорости отменил свое решение. Не прижился новый стиль и у советских обновленцев (лишь греческая церковь, а вслед за ней болгарская и румынская оказались пораженными новостильными язвами, не изжитыми и поныне). Зато обновленческие прелюбодеи всласть попользовались предоставленной им возможностью разгуляться на «законных» основаниях.
Обновленческая церковь просуществовала в СССР до 1945 г. и использовалась властью как инструмент давления на православных. После печально знаменитой Декларации теперь уже патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского), объявившего в 1927 г., что у православного народа одни радости и беды с советской властью, правительство легализовало Православную церковь. Впрочем, это не мешало ему методично уничтожать священство и мирян в тюрьмах и лагерях. Живцы все эти годы легально существовали и были наготове снова принять на себя роль Церкви, в случае если митрополит Сергий стал бы проявлять независимость от властей. Но митрополит Сергий этого не сделал. Напротив, в годы войны он проявил полную поддержку советскому правительству в его борьбе против внешнего врага. В 1943 г., когда исход войны был уже предрешен,  перед советским государством встала более масштабная задача. Стало ясно, что после войны в сферу влияния СССР войдет Восточная Европа, с населяющими ее православными народами. Утвердить там  советскую власть путем террора, как это было в 1920-30 гг. в советской России было бы невозможно. Коммунисты решили использовать Православную церковь как один из инструментов проведения своей политики в странах социалистического лагеря. В августе 1943 г. митрополит Сергий Старогородский был возведен в сан Русского Патриарха. Русская Православная Церковь вступила в новый этап отношений с государством – в этап соработничества. Обновленцы оказались не нужны. По указанию советского правительства в 1945 г. практически все обновленческое священство перешло в сущем сане в юрисдикцию РПЦ МП. По указанию Г.Г. Карпова, председателя совета по делам РПЦ при Совмине СССР (архив Введенского был уничтожен в 1950 г.). В послевоенном мире политический расклад изменился. Теперь, главным внешним врагом стали США, которые с одной стороны являлись центром борьбы с коммунизмом, а с другой стороны рассадником экуменизма и религиозного свободомыслия. В борьбе с этим врагом РПЦ и коммунисты оказались в одной упряжке. В июле 1948 г. Сталин провел в Москве  Всеправославное совещание, приуроченное к 500-летию автокефалии Русской Православной церкви.
В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской и Польской Православных Церквей.
Совещание выработало единую линию отношения православных Церквей к Ватикану и экуменическому движению и предотвратило участие большинства православных церквей в  параллельно проводившейся Амстердамской Ассамблее, тем самым расстроив планы запада, пытавшегося вовлечь в экуменическое движение православные церкви.
После смерти Сталина церковно-государственные отношения в СССР вновь вступили в фазу противостояния. Не было, разве что кровавых гонений. Не была восстановлена и обновленческая церковь. Хрущев предполагал уничтожить РПЦ непосредственно административными методами.
Обновленческие идеи на территории СССР оказались невостребованными и затихли до времен перестройки, продолжая жить лишь в умах зарубежных вольнодумцев типа А.Шмемана.
Из истории обновленчества первой волны нам должно вынести понимание того, что обновленчество есть орудие ослабления православия. В советские годы это было преимущественно политическое орудие. Обновленческие идеи народом всерьез не принимались, поскольку еще была жива связь с традицией, были живы ее носители. Не то – сегодня. Неообновленчество – нынче орудие идеологическое. А народ, не имеющий перед глазами живого примера православной жизни, обольщается различными еретическими учениями, которым предоставлены равные права с истинной христовой верой. Характерно и то, что (нео)обновленчество есть орудие, применяемое против православия при поддержке властей. Вся разница в том, что советская власть применяла его впрямую, явно поддерживая живцов, а демократическая – опосредованно, пассивно предоставляя полную свободу врагам православия для осуществления их разрушительной деятельности.
Tags: ВЯЧЕСЛАВ КОНСТАНТИНОВИЧ ДЁМИН
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments