Jogan Hainkel (teo_tetra) wrote,
Jogan Hainkel
teo_tetra

Categories:

Бессознательное "Я"

Оригинал взят у kot_begemott в Бессознательное "Я"

Нашёлся добрый человек, Сергей, который взял на себя труд оцифровать все мои старые диктофонные записи (я начал пользоваться диктофоном в 1999 году).
По поводу данной записи он вынес свой вердикт, что его следует набрать и выложить для всех. Дима набрал, за что ему большое спасибо. Осталось выложить. Сам я этот текст не читал, разумеется. Название придумано Сергеем.

Особо строго не судите. У меня тогда и стиль был более тяжеловесным, и ещё не продвинулся я во всех этих гуманитарных проблемах - так, чтобы любую сложную вещь описать простыми словами.

* * *

За идеалы человека, его представления о чём-то Высшем (судьбе, Боге) отвечает такая часть личности, как Я-идеал (оно же супер-Эго, оно же сверхсознательное).
Формируется супер-Эго в основном за счёт родителей, во время инфантильного периода: ребенок воспринимает и закладывает модель родительского поведения прежде всего в отношении себя. Например, мой сын сейчас очень внимательно различает, искренен ли я с ним или нет. Он чувствует, если я темню или недоговариваю. И потом он будет ответно фальшивить в той же мере, в которой фальшивлю я. Такое внешне незаметное, но сильное родительское влияние обусловлено ещё и тем, что для маленького ребёнка отец и Бог занимают один психологический этаж. Ребёнок идентифицирует себя с отцом, лишь позже, подрастя, он начнет понимать, что у отец – такой же человек, у него есть недостатки и т.д.

Итак, заложенные в инфантильном периоде идеалы практически неизменны. Изменить установки, уходящие корнями в такую глубину души, где они соприкасаются с пластом младенчества – дело маловероятное.

Противоположным полюсом человеческой личности является бессознательное. По примитивному определению Фрейда бессознательное есть резервуар сексуальной энергии. Она видоизменяется в виде либидо и превращается во что-то иное. По данной логике человек занимается творчеством от недостатка секса. Но тот же Пушкин (не единственный) как-то не вписывается в эту схему.

Бессознательное я бы определил как резервуар для нашей интуиции. Причем такая интуиция: я чувствую, что с братом творится что-то неладное, захожу в комнату – а он на подоконнике. По сути, в сфере бессознательного находится интуитивная способность чувствовать других людей.

Самое важное – что именно между этими двумя полюсами располагается собственно “Я”, те составляющие личности, с которыми мы себя отождествляем. Здесь же находится и пересечение с сознанием – тем, что проходит через нашу голову, через разум.

На этом уровне и вступает в дело разница устройства мужчин и женщин. Мужское “Я” – вещь неподвижная, прочно закреплённая между двумя полюсами. Женское же “Я” – плавающее. Женская самоидентификация меняется в зависимости от интереса, цели. Например, если у женщины есть интерес понравиться, то она будет всем своим поведением строить образ и вещать, что она заботливая, хозяйственная, обязательная, не любит брать подарки от мужчин. Хотя на деле подарки получать она-то и любит (а принять дорогой подарок для женщины – то же самое, что и продаться, исключения тут редки). В данном случае она совмещает своё “Я” с выдуманным же ею самой Я-идеалом и начинает в это искренне верить. Настолько искренне, что не замечает вранья. Таким же образом она своё Я может свести к противоположному полюсу - к интуиции, и тогда она начинает удивительно чувствовать других людей. Механизм можно совместить – женщина считывает из бессознательного желанный мужчиной образ, закидывает его в супер-Эго (причем образ не должен заложенному в супер-эго противоречить, наверное, хотя хз), и уже после таких метаний следует линии партии и правительства заложенному образу, пока он не слетит. Мужчинам же с их структурой личности такая пластичность недоступна.

Исходное же местоположение “Я” связано с таким важным фактора, как самооценка. У женщины с самооценкой высокой “Я” находится ближе к Я-идеалу. Он формируется, например, в полных семьях, где папа – яркая личность, добившийся многого в какой-то сфере (директор завода, крупный чиновник, мастистый учёный), никак не конфликтовавший с матерью, любивший её. Девочка получает с младенчества такую модель М-Ж отношений как идеал, поэтому она ожидает мужчину по масштабу не меньше отцовского и даже больше. Живя с самоощущением королева, такая женщина гипнотизирует своей самоуверенностью мужчин. Но мужчины эти в основном не дотягивают до её идеала, и от одиночества её это не спасает. Женщин такого типа отличаю такие признаки, как гипердоверие подругам (обсасывание личных отношений до мелочей), низкая самоотдача и отсутствие какой бы то ни было искренности. С такими людьми, вдобавок, и невозможно дружить – так как их “Я” мало завязано с умением бессознательно чувствовать других людей.

Другая крайность – женщина с самооценкой заниженной. Обычно такие происходят из неполных семей; либо оттуда, где у родителей конфликты; либо в возрасте 5-7 лет у них появился братик/сестричка и старшую начали меньше любить – вариантов множество. Такие люди – идеальные друзья, у них “Я” сдвинуто в строну бессознательного.

Из этого следует интуитивное понимание окружающих. Эмпатия уравновешивается немалым числом комплексов, особенно при встрече с людьми с самооценкой высокой. В своё время я, несмотря на весь свой опыт отношений, повёлся на гипноз женщины-"королевы".

Человек с низкой самооценкой отлично понимает других людей и, комплексуя, легко под них подстраивается, стараясь угодить. Это называется духовным взяточничеством.

В отличие от человека с нормальной самооценкой, человек с заниженной делает добро не потому, что он хороший и делать добро само по себе приятно. Он делает это, во-первых, для того, чтобы привязать к себе другого человека, и, во-вторых, для того, чтобы вырасти в его глазах. Тем самым человек с заниженной самооценкой рассматривает партнёра как средство для самовозвышения. Причём это, как в случае со стремящейся понравиться женщиной, через сознание не проходит, и человека с самооценкой низкой в данном случае обвинить в прагматизме нельзя.

Отследить этот механизм в себе трудно. Например, звонит любимая женщина, вы бросаете все дела и бежите к ней. В подспудном ожидании, что она оценит этот жест. Разумеется, она не оценит. Осознание такого фактора приходит со временем, когда понимаешь, что следует проявить уверенность и, возвращаясь к примеру, назначить встречу на нейтральной территории или вообще у себя. Мало-помалу, переступая через желание распластаться, возможно выправить данный перекос.

1999 год.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments