Jogan Hainkel (teo_tetra) wrote,
Jogan Hainkel
teo_tetra

Детки для вендеттки

Оригинал взят у cleofide в Детки для вендеттки
В генделевской "Роделинде", помимо поющих взрослых персонажей, имеется роль без слов - это Флавий, сын Роделинды и Бертарида. Самое разумное предположение: Флавий - маленький мальчик, ибо Роделинда ведь молода и прекрасна, не так ли? И потому узурпатор Гримоальд сходит с ума от страсти к ней, а она ведёт с ним опасную игру, где в самый неожиданный момент делает неожиданный ход: чтобы получить её в жёны, он должен на её глазах собственноручно убить Флавия. Гримоальд, как мы знаем (и как Роделинда тоже знает, будучи с ним знакома не первый год), не в силах совершить такое злодеяние. Свадьба расстраивается, что позволяет выиграть время для спасения Бертарида. В финале оперы, согласно либретто, Бертарид лично спасает узурпатора от ещё более мерзкого негодяя Гарибальда, а потом великодушно прощает раскаявшегося Гримоальда и обручает его со своей сестрой Эдвигой. Мир, дружба, заключительный ансамбль, в котором участвуют пятеро выживших персонажей (шестой, Гарибальд, мёртв), а седьмой, Флавий, не участвует, ибо роль без слов.

Дальше записные враги оперной режиссуры могут не читать...


Возникает ряд вопросов, на которые должен ответить себе любой, кто возьмётся за постановку "Роделинды".
Флавий - он какого возраста? Как часто появляется на сцене? Согласно либретто, его присутствие абсолютно необходимо:
- в первом акте (сцена на кладбище, куда его приводит мать);
- в втором акте, где Роделинда требует, чтобы Гримоальд убил Флавия;
- в третьем акте, где Роделинда, Эдвига и Флавий видят окровавленный плащ Бертарида и думают, что он убит, -
- ну и, конечно, в заключительной сцене.

Были ли возможны актёры-дети у Генделя? Не мальчики-певчие, а статисты, вроде Флавия?
Думается, да, хотя нет упоминаний о том, кто играл эту молчаливую роль. Однако имеется карикатура, изображающая предположитеьно сцену из оперы "Флавий" (да, да, про того самого Флавия, только давно выросшего; эта опера была написана раньше, чем "Роделинда").

Приглядимся: шлейф Франчески Куццони, исполнявшей партию Эмилии, поддерживает маленький мальчик. Маленький во всех смыслах. И по росту, и по возрасту.
Куццони, как известно, была птичка-невеличка, что насмешливо обыгрывается автором карикатуры - она не достаёт до пояса долговязому кастрату Беренштадту (королю Флавию) и едва достаёт до груди кастрату Сенезино (Гвидо).
Ребёнок же в этой опере среди персонажей вообще не значится. Значит, его вывели для пущего эффекта.

"Флавий" - 1723 год, "Роделинда" - 1725. Если допустить, что мальчик был тем же самым, то он стал на два года старше. Поскольку Куццони пела Роделинду, ему было бы не привыкать к её манерам и капризам.





Во времена Генделя использование детского труда не считалось преступлением; уж если дети работали на мануфактурах, шахтах и прочих вредных производствах, то покрасоваться на сцене театра - одно удовольствие.
Так что, скорее всего, Флавий в "Роделинде" был таким театральным мальчиком, причём, вероятно, не старше лет восьми.

Как всё это ставилось и игралось, можно лишь предполагать, поскольку картинок очень мало, и приведённая тут - одна из самых подробных.

Но любой режиссёр должен объяснить малолетнему артисту суть его роли и внушить ему, как реагировать на слова других персонажей. Не должен ведь малыш Флавий стоять истуканом, когда мама рыдает над мнимым надгробием отца, или когда она требует, чтобы дядя Гримоальд его убил!..

В современных постановках Флавий чаще всего - подросточек, а не детсадовец и не младшеклассник. Всё-таки с мальчишкой лет 12 уже можно о чём-то договориться.
И, кстати, придумать ему собственный рисунок роли, собственную линию поведения.

Это ведь, господа мои дорогие, театр. А не просто - встань туда, повернись, сделай три шага, улыбнись дяде, обними тётю. Пусть тётя поёт арию да капо, а ты стой тихонько и не вздумай достать телефон и початиться с френдом.
Если роль Флавия без слов, но притом сквозная, она должна быть осмыслена и доведена до собственного логического конца.

В просмотренных мною недавно современных "Роделиндах" финал с дежурным хэппи-эндом обычно оказывался неожиданным именно благодаря мальчику Флавию.

В мюнхенском спектакле (реж. David Alden, дир. Ivor Bolton) действие происходит в гангстерском антураже, и во время последнего ансамбля подросток Флавий подбирает брошенный пистолет и целится в тьму - этот шпанёнок явно не ангельского склада. Он уже знает, как убивать, и помнит, кому надо мстить.



Полная противоположность - Флавий в известной и, наверное, пока что самой лучшей в вокальном отношении постановке Жана-Мари Виллежье под управлением Уильяма Кристи (Глайндебурнский фестиваль, 1998). В конце оперы ангелоподобный, хотя и одетый солдатиком, Флавий (тут - мальчишечка не старше лет 8) осыпает цветами труп злодея Гарибальда, и тот неожиданно... воскресает, и затем угощает вместе с Флавием всех своих врагов шампанским (впрочем, так и ждёшь подвоха - а вдруг оно отравлено?.. Условность до того условная, что поверить в неё невозможно, и остаётся лишь гадать, что за этой развязкой таится  - настоящее прощение или красиво обставленный гиньоль?..



В спектакле, перенесённом в 2015 году Большом театр из Английской национальной оперы, Флавий сделан даже не мальчиком, а юношей, причём, вероятно, либо немым, либо аутистом - он изъясняется на языке жестов, порой очень заторможен и погружён в себя, но всё прекрасно понимает - и вот ему-то на растерзание после примирительного ансамбля Роделинда и Бертарид отдают расслабившегося и безоружного Гримоальда...

Разумеется, если смотреть этот спектакль на голубом глазу, не зная театрального контекста, то он будет шокировать. А в контексте... там, как поёт Марфа в "Хованщине", "бывает, княже, и навыворот".

Словом, я всё о том же.
Невозможно, ставя сейчас "Роделинду", сделать вид, что Флавий - чисто декоративная фигура. Ребёнок, на глазах которого происходят такие страшные события, не может восприниматься лишь как бессловесный статист. А реальность (что в опере, что в окружающей действительности) такова, что принцип "не забудем, не простим" начинают исповедовать и дети.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments