Jogan Hainkel (teo_tetra) wrote,
Jogan Hainkel
teo_tetra

Крещение Господне. Богоявление

Оригинал взят у toptigki в Крещение
Праздник Крещения Господня или Богоявления. В этот день существовал обычай освящать воду рек или озер, источником которому служил обряд водосвятия в Палестине, совершавшийся на реке Иордан. В России на Богоявление совершались торжественные государственные церемонии, о которых мы и хотим немного рассказать.


По рассказам иностранцев, в день Богоявления в Москву стекался народ со всего государства, чтобы увидеть освящение воды патриархом на Москве-реке.

В 12 часов утра в Успенском соборе начиналась служба, и звон на Иване Великом возвещал народу о том, что Государь идет из своих палат к Красному крыльцу. При появлении Царя народ бил челом. Государь шел тихо, в обыкновенном выходном платье, опираясь на посох индийского дерева. В собор за Царем входили только высшие чины, а прочие, начиная со стольников, останавливались на рундуке или помосте от Успенского собора до Архангельского. В соборе, в приделе Димитрия Солунского, Царь надевал парадное платье.

Когда из западных ворот собора начинался крестный ход, Царь выходил и останавливался в южных вратах; патриарх, проходя мимо, осенял его крестом, а духовные власти отдавали ему по два поклона.
Шествие открывал отряд стрельцов, 400 – 600 человек, а также выборные из стремянного и других полков, по 200 от каждого. Они шли по четыре человека в ряд, все в парадных платьях. Одни несли золоченые винтовки, ложи которых были украшены перламутровыми раковинами, другие – золоченые копья, а третьи – золоченые партазаны, у которых древки были обтянуты желтым или червчатым атласом с золотым галуном.
Кроме того, шли два пятидесятника с обоюдоострыми топорами на древках из черного дерева, украшенные серебряными кистями. Затем следовал крестный ход, замыкавшийся шествием патриарха.

Шествие Государя открывалось нижними чинами, построившимися по три человека в ряд. За ними 12 стряпчих несли государево платье, которое Царь переменял на Иордани, а затем шел постельничий с царскою стряпнею
.
"Иорданская сень XVII века" из музея Суздальского Кремля

Перед Тайницкими воротами, над местом, где совершалось погружение креста в воду, устраивалась красивая Иорданская сень, карниз которой был расписан красками и наверху украшен крестом. По углам были изображены четыре евангелиста, а внутри – апостолы и крещение Спасителя. Зеленые листья шелковых и жестяных цветов, а также вырезанные из меди раскрашенные птицы дополняли украшение Иордани.
Водосвятие (Водоосвящение) в Москве. Последняя четверть XVII в.
Гравюра из книги КойэтаИсторический рассказ или описание путешеств1677

Царское место подле Иордани имело вид небольшого, круглого храма с пятью главами, сделанными из слюды, с золочеными крестами. Оно устанавливалось на пяти точеных столбах, расписанных по золоту виноградными ветвями, а на резном карнизе колонн помещались высеребренные доски со стихами к Иордани. Между столбами находились рамы с круглыми, слюдяными окнами, писанные красками по золоту и серебру. Одна из таких рам служила дверью.

Нижняя часть царского места, или сама тумба, стояла на пяти точеных серебряных яблоках и украшалась сквозной золоченой решеткой. Внутри место задергивалось тафтой.
Помост около иорданской сени и царского и патриаршеского мест огораживались перилами и устилался красным сукном.

На Тайницкой башне, перед всем войском, ставился капитан с ясачным (царским) знаменем, который давал знак бить в барабаны в честь праздника
.
Водосвятие (Водоосвящение) в Москве в конце XVII века. Гравюра. Конец XVII в.

По погружении креста в воду, патриарх серебряным ведром черпал воду из Иордани и подавал келарю; потом он наполнял также государеву стопу, которую относили во дворец и там кропили святою водою иконы.
Затем, трижды осенив Государя крестом, патриарх кропил его святою водой и поздравлял с торжеством. После того два архимандрита кропили знамена и войска, стоявшие на Москве-реке. Крестный ход возвращался тем же порядком в Успенский собор.

Петр Великий произвел реформу не только Нового года, но и, уничтожив сан патриарха, положил конец многим обрядам, например, переодеванию Царя на Иордани, оставив в этом торжестве только окропление знамен. Да и церемония затем переехала в северную столицу.

И закончить хотелось бы одним историческим анекдотом.
Однажды Император Павел, подходя с церемонией к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика.
- У вас белый плюмаж! – сказал Государь. (Белый плюмаж в то время был отличием бригадиров, чин которых соответствовал статским советникам, по табелю о рангах.)
- По милости Божией, Ваше Величество! – ответил поручик.
- Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя с бригадиром! – сказал Государь.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments