Jogan Hainkel (teo_tetra) wrote,
Jogan Hainkel
teo_tetra

В преддверии праздника Богоявления: паки о крещенском водосвятии

Оригинал взят у ierej_vadim в В преддверии праздника Богоявления: паки о крещенском водосвятии
Особенности совершения чина водосвятия в навечерии и на сам праздник Богоявления по древлеписьменному Потребнику

По давней традиции вода, освященная в богоявленский сочельник, считается великой агиазмой. Она уже через 3 часа по освящении неприкосновенна и используется после этого времени только для причащения християн, находящихся в епитимии отлучения от причастия Тела и Крови Христовых. При случайном пролитии неприкосновенной Великой агиазмы Устав предписывает выжигать огнем место, куда она пролилась, потом выскабливать и выносить выскобленное на реку (как при пролитии Святых Даров).
Вода же, освящаемая на молебне (на иордани, или в храме) после праздничной литургии на сам праздник Крещения Господня часто называется "малой" и раздаётся для неограниченного пользования в течение всего последующего года: для употребления внутрь, умывания, окропления.
Уже в 19 веке были споры между християнами: является ли "вторая" вода малой или же так же великой, как и "первая"? Эти споры вызывались тем, что нередко утром на сам праздник освящение совершалось точно теми же молитвами, что и накануне. А ведь при одинаковом освящении и степень святости должна считаться одинаковой. Молитва "Велии еси
Господи и чюдна дела Твоя", с ограждением воды огнём, дуновением и крестным перстосложением, - это молтива на освящение именно ВЕЛИКОЙ святой воды: именно в таком качестве она читается над купелью с водой при крещении человека. и в какой бы день она ни читалась, она превращает воду в ВЕЛИКУЮ АГИАЗМУ.
откуда же взялось мнение о том, что вода на второй день освящается малая?
Ответ на этот вопрос оказался найден в древних рукописных потребниках Троице-Сергиевой лавры. Оказывается, в 16 веке святили воду в первый и второй раз немного по-разному, а именно: на второй день молитва "велии еси Господи..." не читалась, и вода не ограждалась огнем, дуновением и крестным знамением.
Уточняем, как читаются молитвы на водосвятии, согласно древлеписьменному Потребнику Троице-Сергиевой Лавры (16 век). Нумерацию листов Чина освящения приводится по изданию типографии села Бородулино, 1998 года. Во время ектении диакона "Миром Господу помолимся" (а без диакона - во время паремий) иерей чтет втай молитву: в навечерии праздника - "Господи Исусе Христе, единородный Сыне..." (л. 11), без следующей молитвы (л.12 об.); а на молебне на сам праздник - сразу втай молитву "Троице пресущная, преблагая..." (л. 12 об.), а первую пропускают. Потом в навечерии читается велегласно молитва "Велии еси Господи, и чюдна дела Твоя..." (л. 17), и весь чин продолжается по ряду. А на молебне в сам праздник Богоявления эту молитву не чтем (и воду не ограждаем ни огнем, ни дуновением, не крестным перстосложением), а вместо неё чтем велегласно (а не втай) молитву "Господи Исусе Христе, единородныи Сыне..." (л. 11 - 12 об.). По "амине" - переходим на лист 21 - "Мир всем" - и далее весь чин по ряду.
Таким образом получается, что великая вода освящается только В НАВЕЧЕРИИ, а в сам праздник - малая. Подробно древний чин водосвятия изложен здесь: http://ierej-vadim.livejournal.com/27729.html


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments